
Первые внешнеполитические шаги Барака Обамы и его администрации позволяют очертить контуры «новой» американской политики. Суть её можно свести к одному из самых известных лозунгов бюрократии: если процесс нельзя остановить, его надо возглавить. Под «процессом» в данном случае имеется в виду утрата Соединёнными Штатами лидерских позиций в мире.
Анализ внутренней и внешней политики США показывает, что Америка как мировой гегемон столкнулись с проблемами, присущими каждой империи в период её расцвета, – непомерным геополитическим амбициям сопутствует буйный рост коррупции. Чем ещё, как не коррупцией, является выход банковской системы Америки из-под государственного надзора, в результате чего вся эта система стала одной гигантской пирамидой Мэйдорфа? Эти тенденции, получившие мощное развитие при Клинтоне, при младшем Буше достигли своей кульминации:развязанная под вымышленным предлогом агрессия против Ирака с течением времени стала гигантским «отмывочным» проектом для ряда членов команды Буша и республиканского лобби в целом.
По сути, США начали разваливаться под напором тех военно-политических и финансово-экономических процессов, которые сами же и готовили для остального мира. Американская элита не справилась с бременем глобального лидерства: любимое детище неоконов - «управляемый хаос» - вышло из-под контроля своих создателей и нанесло по ним свой главный удар.
Современный мир чётко очерчивает пределы могущества США. Мало того, невооружённым взглядом стало заметно, что это убывающее могущество временами уже переходит в немощь: американцы оказались не в состоянии справится ни с одним кризисом, который они инициировали, – ни в военно-политической плоскости (Ирак, Афганистан, Грузия, Украина, Иран), ни в финансово-экономической (дефолт ипотечной системы, банкротство целых отраслей промышленности и отдельных штатов).
Процесс утраты Соединёнными Штатами своей ведущей роли в мире стал настолько очевиден, что перестал даже быть предметом споров – речь идет только о сроках и особенностях национальной охоты за сокровищами империи.
Естественно, перед американской элитой встал вопрос «что делать?». Продолжение курса на глобальную дестабилизацию (Иран, Украина, Пакистан – Индия…) было отвергнуто в силу ряда причин, главной из которых является уже упомянутая неспособность Соединённых Штатов управлять развязанными ими конфликтами.
Невозможность продолжения прежней политики в духе «разделяй и властвуй» означает достижение Америкой «пределов роста». Поэтому американской элитой было принято довольно здравое решение: если процесс, который невозможно остановить, возглавить, то потеря лидерства не станет столь заметной. А может быть, даже это лидерство удастся трансформировать и сохранить.
Возьмём для примера Афганистан. Допустим невозможное: США в коалиции с другими странами НАТО навели там порядок. Что дальше? Какие могут быть цели и задачи у блока, раздираемого достаточно серьёзными внутренними противоречиями?
Если отказаться от развязывания агрессии против Ирана, то что делать Соединённым Штатам дальше? Серьёзные задачи закончились, и армия должна вернуться домой. А армия без войны начинает разлагаться и терять боевые традиции.
Возьмём Грузию. События августа 2008 года показали, что территория бывшего Советского Союза для американцев в системном плане ведения боевых действий закрыта: Россия подтвердила свою власть над этой территорией и подтвердила своё право «мочить» без долгих разговоров всех, кто сюда сунется без разбору. Госдеп сделал правильные выводы: Соединённые Штаты против итогов августовской войны, но воевать за «территориальную целостность» Грузии до последнего американского солдата они не будут.
Это военно-политические аспекты. Если говорить о финансово-экономических, то и они представляют угрозу глобальной гегемонии США: один неверный шаг - и мир откажется не только от зелёных фантиков, но и от чрезвычайно дорогой и ненужной в условиях всемирного кризиса американской продукции.
Поэтому-то у американцев, независимо от кадрового состава новой администрации, и остаётся только один вариант действий, при котором они могли бы сохранить на какое-то время видимость былого могущества – возглавить идущие мировые процессы, а не быть из них выброшенными за ненадобностью. Есть проблема индийско-пакистанских отношений – надо возглавить переговорный процесс между странами. Есть проблема Ирана – надо возглавить процесс мирных переговоров ЕС и Ирана, и т.д. и т.п.
Однако нельзя это сделать просто так. Нужна серьёзная пи ар кампания, чтобы контрагенты поверили в искренность американских намерений. Избрание Обамы и стало такой гигантской пи-ар кампанией в мировом масштабе: афроамериканец, впервые в истории США ставший президентом, требует перемен и весь Уолл-стрит вместе с военно-промышленным комплексом берет под козырёк - как долго мир «мечтал» об этом…
Ранее я уже писал, что Обама понадобился финансово-политической элите США, чтобы взять передышку. Однако главное в этой передышке - не выпасть из мировых процессов. Лучший способ для этого – показать миру, уставшему от насилия и кровопролития, что США готовы достигать своих целей мирным путем с помощью переговоров.
Что ж, отлично. Америка демонстрируют готовность к компромиссам. Осталось только в ходе этих самых переговоров затвердить новый статус-кво мировой политики и международных экономических отношений, соответствующий, подчеркнём, реальному политическому и экономическому весу каждой из ведущих мировых держав вмногополярном мире, где на одном конце – Китай, на другом - Россия, на третьем – ЕС, на четвёртом – США, на пятом Индия и т.д. В такой конфигурации понятен и региональныйстатус всех ведущих государств мира.
Цель начатой американским истэблишментом игры очевидна: США хотят сохранить статус единственной сверхдержавы, заключив со всеми ведущими мировыми игроками временные «соглашения о ненападении», получить время для передышки, произвести перестройку своей глобальной империи, чтобы затем, с новых позиций, вернуться к практике глобального диктата. Соответственно, задачей других крупных держав становится: суметь убедить Соединённые Штаты в том, что их статус такой же, как у остальных - региональная держава. «США как региональный лидер Северной Америки» - чем плохо? С такой Америкой нам всегда будет приятно иметь дело.
Комментариев нет:
Отправить комментарий